Программа кружка «Математические ступеньки»
для детей 5–7
Возраст детей - 5-7 лет.
Срок реализации – 2 года
Автор: воспитатель Зезюлина Ирина Васильевна
МАДОУ д/с №12 г.Калининград
Пояснительная записка.
Ребенок ХХI века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, ттак как формирование основных приемов логического познания требует не толко высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признака предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в математическом кружке позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Ребята могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость и развиваются конструктивные умения.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Рабочая программа составлена на основе программ:
Е.В.Колесниковой
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
«Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.
Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6, 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
Направленность программы.
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
- развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей
Задачи
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) .
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Разделы программы
1. Общие понятия.
2. Числа и операции над ними.
3. Пространственно –временные представления.
4. Геометрические фигуры и величины.
Участники:
1 год – дети 5-6 лет.
2 год – дети 6-7 лет.
Срок обучения
Программа кружка рассчитана на два года
Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .
Режим занятий.
1 год. 1 раз в неделю 20-25 мин.
2 год. 1 раз в неделю 25-30 мин.
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) ;
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы) ;
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов) .
Учебный план
Занятия проводятся с октября по май следующего года.
Неделя: одно занятие
Месяц: 4 занятия
1 год – 32 занятия
2 год – 32 занятия
|