Детский сад №12 средняя группа,г.Калининград

К РАЗГОВОРУ С ДОШКОЛЬНИКАМИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

А вообще, нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, ещё рано и не нужно травмировать детскую психику?Михаил Телегин, доцент МПУ, автор программы «Воспитательный диалог» по дошкольному развитию, считает, что не только можно, но и нужно говорить. Со старшими дошкольниками.Почему? Душу развивать нужно, и причем с маленького возраста. Вне зависимости от выбора человека, который он впоследствии сделает сам в своей жизни. Не упустить время. «Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, «надо дать детям правильное видение добра и зла». Слышите, «дать»! Слышите, «правильное»!» - пишет Михаил Телегин.Старший дошкольный возраст – очень сензитивный возраст, когда дети уже могут задумываться о смерти и сами задают вопросы. Могут столкнуться со смертью, например, любимой свинки. Или задуматься о том, что бабушка старенькая и не вечная. Для вопросов морали тоже это очень сензитивный возраст, не зря написал В. Маяковский «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо?..» Мы можем видеть, как играют старшие дошкольники – пять минут играют, полчаса выясняют, кто плохой. Старший дошкольник буквально зациклен на социальной стороне жизни. В сюжетно-ролевой игре дошкольник пытается проникнуть в смысловую сторону мира взрослых. Это момент становления личности, когда ребенок впервые выбирает осознанно между «не хочу» и «надо», «должен» - «Но мама спит, и я молчу…».Да, говорить о войне надо. Но как говорить? Что рассказывать? Рассказывать ребенку нужно правду и только правду. Фальши ребенок не приемлет.Так рассказывать, «чтобы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в страшном 41 –это он отступал. Что под Москвой насмерть – это он стоял. Что в доме Павлова – это он оборону держал. Что с партизанами под откос – это он поезда пускал. Что щит победы на Урале – это он ковал. Что с Зоей Космодемьянской: «Всех не перевешаете» - это он в лицо палачам бросал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде – это он дневник поминальный вёл. Что беженцев в Узбекистане дынями – это он встречал. Что покореженную ось истории – это он распрямил! Что если кто хаять подвиг дедов начнёт, да итоги войны передёргивать, фашистских прихвостней … жертвами выставлять, на нашу свободу и самобытность зариться… Что бы понял любой надменный, самодовольный вражина: рановато Русь со счетов списывать! Придёшь на Русь с мечом, среди «нечуждых тебе могил» упокоишься» - пишет М. Телегин.У детей мышление образное, представлениями, картинками, и эти образы нужно им дать. Через картины, художественную литературу, песни, фотографии.«Покажи скульптуру Вучетича, советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках, покажи красную звёздочку на братской могиле, и тихо, убеждённо скажи: «Сынок, доченька, это ваше, родное, кровное, не имеете право мимо равнодушно пройти! Берегите святыню, храните, в сердце носите любовь, завещанную Поколением Героев, Поколением Победы!»Важно заметить, что говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне может только авторитетный, важный для них человек.Что касается литературы о Великой Отечественной войны, «плюсы» чтения таких рассказов дошкольникам в том, что можно показать Героев, которых, согласитесь, было немало во время этой войны. А детям нужен пример, образ, Герой, на которого бы хотелось быть похожим, кому подражать. А сейчас мало героев. Мало героизма. Для ребёнка понятия «тяжёлый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают, не оставляют след в душе. А ведь это важно. Поэтому нужно рассказывать о войне на конкретных примерах. Четко и точно – по существу. Зачин короткий – главная мысль и несколько примеров – иллюстраций. Объяснительно-иллюстративный метод, в форме от общего – к частному.Сам Михаил Телегин написал несколько маленьких рассказиков о войне под заглавием «Современным дошкольникам о Великой Отечественной войне и про варежки». Эти очень доступные для детского восприятия рассказы почти в стихотворной форме опубликованы в журнале «Детское творчество» за 2010 год, в № 2. Журнал можно найти в нашем отделе книгохранения.А нам хотелось бы порекомендовать еще несколько книг для чтения с дошкольниками. Их все еще очень мало. Поэтому это ценный список.Книги о Великой Отечественной войне дошкольникам1. Алексеев С. «Наташка». Война глазами маленькой девочки. Написано советским автором очень хорошо для дошкольного возраста – кратко, ёмко. Предложения маленькие, но рисуют очень яркие, эмоциональные образы. Место действия – село Сергеевское. Глазами Наташки описано, какое оно замечательное, как она каждый заборчик его любит, его скрип и т.д. Всё прекрасно и хорошо. И вдруг, в один момент, вся эта мирная и счастливая жизнь обрывается – война началась. Девочка попала в плен, их чуть не сожгли в сарае фашисты, но вовремя подоспели «наши», спасли их. Заканчивается рассказ так же, как и начинается – описанием прекрасной деревеньки, такой же любимой Наташкой. Изменилось только то, что появилась какая-то дощечка с звёздочкой красной, на дощечке фамилии. Рядом стоят мужчины с лопатами, Наташка спрашивает: «Кто здесь такие, дяденьки?» - Ей ответили: «Спаситель твой здесь лежит». И конец: «Войны без смертей не бывает. Свобода нелегкой ценой достаётся»Вот тут, пожалуйста, ребёнок и видит наглядно, почему нужно благодарить ветеранов живущих и чтить погибших.
22 апреля 2017 в 15:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.